Загадки барского дома
Легенда о погубленной барыне оказалась более живучей, чем реальные факты существования усадьбы.
Поведать детальную историю усадьбы в селе Загоскино Пензенского района не так-то просто. Мешает скудость документальных свидетельств. Информацию приходилось буквально по крупицам выуживать из различных источников. Даже маститые пензенские краеведы беспомощно разводили руками и давали порой весьма противоречивые свидетельства… Так что пришлось нам проводить собственное исследование.
Первым делом выяснилось, что принадлежал дом роду не Загоскиных, как принято считать, а Дубенских. Протекающая по селу небольшая речушка делила территорию пополам. Земли, которые шли в сторону Пензы, принадлежали Дубенским, а те, что в сторону Тамбова, – Загоскиным. Впрочем, имение, располагавшееся на почтовом тракте Пенза – Москва, часто переходило из рук в руки. В разное время его хозяевами были представители известных в губернии дворянских родов Танеевых, Потуловых, Мур и даже Бахметьевых. Последней владелицей усадьбы была помещица Софья Ладыженская. Но обо всем по порядку.
Легенды и реальность
Доподлинно не известно, когда был возведен дом – центр имения Дубенских. Ясно одно: взяться за его строительство могли только обеспеченные люди, так как в ту пору каменных построек в округе практически не было.
Считается, что трехэтажный дом в стиле классицизма был сооружен за несколько лет до начала Пугачевского восстания. Есть легенда, что во время захвата села в комнате на верхнем этаже была задушена бунтовщиками престарелая хозяйка, не пожелавшая скрыться вместе со своими детьми в лесу. По возвращении, чтобы ничто не напоминало о разыгравшейся здесь трагедии, сыновья решили разобрать верхний этаж.
Документальных свидетельств, подтверждающих эти факты, нет. Разве что составленный Александром Пушкиным перечень казненных пугачевцами дворян, где упоминается имя супругов Дубенских, убитых повстанцами в Пензенской губернии. Правда, о том, где это произошло, не говорится.
На самом деле дом был заложен в 20 – 30-х годах XIX века, т.е. через полвека после пугачевских событий. Сохранились воспоминания предводителя Пензенского дворянства, сенатора Николая Дубенского, датированные этим периодом. Он сожалеет, что в его поместье нет подходящего дома для приема высокопоставленных вельмож, проезжающих по тракту. Видимо, Николай Порфирьевич и затеял строительство дома и обустройство роскошной усадьбы с прудом и парком. Дело сенатора было продолжено его сыновьями – Александром и Николаем.
Есть предположение, что здание возводилось на месте деревянной постройки, существовавшей здесь несколько десятилетий. Вполне возможно, что в том доме и была казнена барыня.
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz